Зарождение
религиозных верований таджикского народа относится еще к эпохе
каменного века. Как свидетельствует ритуальное погребение
мальчика-неандертальца, найденное в одном из гротов южных отрогов
Гиссарского хребта, первые представления о потустороннем мире и зачатки
фантастического объяснения реально существующего мира, которые легли в
основу возникновения религии, появились еще в эпоху мустьерских общин,
населявших территорию Таджикистана 50—40 тыс. лет тому назад.
Памятником древних магических обрядов являются рисунки мезолитической
эпохи (около 10 тыс. лет тому назад), открытые в гроте Шахты на Памире.
Минеральной краской на стенку грота здесь нанесены изображения
животных, пронзенных стрелами, и человека, замаскированного под птицу.
Рисунки, обнаруженные на Памире, донесли до наших дней образец
магических охотничьих обрядов, связанных с первобытной религией.
В
эпоху неолита, завершающую каменный век, первобытные племена переходят
к скотоводству и земледелию. Изменения в экономике и социальной
организации приводят к новому этапу развития религиозных представлений.
Возникает и получает широкое распространение культ Богини-Матери,
который отражает ежегодное обновление производящих сил природы,
умирающих осенью и вновь воскресающих весной. Появляются сложные
обряды, связанные с этим культом, а также племенные культы. Раскопки
поселений гиссарской культуры и, прежде всего Туткавула и Саёда в Южном
Таджикистане вскрыли самые ранние стадии перехода к производящему
хозяйству. Религиозные представления племен эпохи бронзы и раннего
железа — саков (2—1-е тысячелетия до н. э.) восстанавливаются лишь
предположительно. Археологические раскопки в Кайраккумах, между
Ленинабадом и Канибадамом, в низовьях Вахша и на Восточном Памире дали
сведения, которые свидетельствуют о политеистических культах кочевых
племен, обожествлявших в первую очередь силы природы.
С
культом предков и страхом перед покойником связаны кольца памирских
курганов и ритуальное посыпание трупа красной краской. В индоиранских
литературных памятниках зафиксировано представление о Матери-Земле,
прародительнице всего сущего, в т. ч. и человека. Широко развиты были
тотемистические представления. Об этом говорят фигурки животных из
сакских могильников Памира, которые нашивались на одежду, и
многочисленные рисунки горных козлов, выбитые на скалах в различных
местах Таджикистана.
Сведения
о религиозных верованиях эпохи разложения первобытнообщинного строя и
возникновения классового общества имеются в «Авесте» — собрании
религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к
1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В этот период было развито
поклонение многочисленным божествам, олицетворявшим различные силы
природы. Эти божества делились на две группы: дайва (див) и асура
(ахура). У некоторых иранских племен почитались исключительно ахуры,
тогда как дивы играли роль злых сил—демонов. На этой почве возникло, а
затем получило развитие среди ираноязычных народов учение Заратуштры —
зороастризм. Хотя роль южных районов Таджикистана в возникновении
зороастризма остается еще неясной, в «Авесте» Бактрия упоминается в
числе «правоверных» зороастрийских областей. Социальное содержание
раннего зороастризма заключалось в проповеди необходимости сильной
власти, способной защитить оседлые роды от набегов кочевых племен.
Отсюда — появление проповеди единобожия, отрицание племенных культов,
идея борьбы добра со злом составляет основу последовательного дуализма,
что характерно для зороастрийского мировоззрения в целом. Зороастризм
окончательно складывается в начале 6 в. до н. э. в одну из крупнейших
религий древнего мира, которая в мусульманской традиции носит название
религии огнепоклонников (оташпарастон), поскольку огонь играл
исключительно важную роль в зороастрийских обрядах. Культ огня,
несомненно, занимал определенное место и среди других среднеазиатских
верований. Об этом говорят раскопки согдийского города в Пенджикенте,
свидетельство о храмах огня в Самарканде и Бухаре, среднеазиатская
нумизматика.
Начиная
с первых веков нашей эры Средняя Азия являлась ареной столкновения
нескольких форм религий: зороастризма, буддизма, христианства и
манихейства. Каждая из них имела свою организацию и свои культовые
сооружения, которые в отдельные промежутки времени мирно сосуществовали
между собой, но иногда религиозная принадлежность была причиной
политических столкновений. Одновременно с указанными религиями
существовали, особенно в отдельных районах, и местные, еще языческие
культы. Многие источники, в т. ч. «Шахна-ме» Фирдоуси, упоминают о
борьбе между местными «идолопоклонниками» и иранскими
владетелями-зоро-астрийцами. Культ идолов у таджикского народа
удерживается вплоть до 9 в. Деревянные идолы, встречавшиеся на улицах и
площадях Бухары, изображались в виде человеческих фигур, иногда они
вырезались на деревянных дверях домов и являлись олицетворением
духа-хранителя дома. Большая часть дошедших сведений о религиозных
воззрениях раннего средневековья — манихействе — относится к начальному
этапу проникновения его в Среднюю Азию (конец 3 — начало 4 вв. н. э.).
Значительно меньше известно о дальнейшей судьбе манихейства.
После
арабского завоевания таджикского народа в начале VII века н.э. все
существовавшие в то время религиозные культы исповедуемыми их предками
- зороастризм, манихейство, буддизм, индуизм, иудаизм, а также
христианство несторианского толка были вытеснены исламом. К середине XI
века процессы исламизации населения были практически завершены.
Уже
в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе
возникло несколько направлений, главными из которых, существующими и в
настоящее время, являются суннизм и шиизм. В Таджикистане подавляющая
часть таджиков исповедует ислам суннитского толка (80%). Последователи
шиизма (5%) - шииты (от арабского «шиат Али» - «партия Али») - признают
законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн
Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и
его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из
них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане,
наиболее распространена секта исмаилитов («исмаилийа»). Свое название
она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама -
главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой - имамом общины
исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в
1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции).
Важную
роль в распространении ислама среди таджикского населения сыграла
деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным
мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в
ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых
стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и
в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в
Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена:
накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.
Проживающие
в Таджикистане русские исповедуют православие - одно из главных
направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году.
Таджикистан
– сегодня единственная страна в СНГ, где властями официально признана и
зарегистрирована исламская партия. Отмечается активизация
мусульманского образования в Таджикистане, и развития в обществе
альтернативных духовных ценностей, в частности принципов
интернационализма и национальной культуры. В средних школах страны
вводится обязательный предмет по истории ислама, который будет введен в
2006-2007 гг. объясняющий сущность религии, ее положительные стороны и
уважение к гражданскому обществу, формируя тем самым новое толерантное
поколение. В стране планируется введение специальных программ по
укреплению основ модернизированного Ислама, приемлющего иные ценности и
светский характер государства.
Однако
это вовсе не значит, что светская власть допускает процесс активной
исламизации населения. Президент страны неоднократно требовал, чтобы
религиозные деятели прекратили завлекать в молельные дома молодежь и не
вмешивались в государственную политику.
Несмотря
на это, за последние десятилетия число больших и малых мечетей в стране
с каждым годом растет, и их число достигло нескольких тысяч. В стране
наблюдается очищение веры от чужеродных примесей. Если раньше многие
мусульмане просто соблюдали основные каноны религии, ведя светский
образ жизни, то теперь значительная часть начинает вести исламский
образ жизни — делают пятикратный намаз и обязательную пятничную молитву
в мечети, заставляют своих родных и близких жить по нормам Шариата.
Большая часть бывших коммунистов-партработников, представители
интеллигенции замечены в посещении мечетей и религиозных мероприятий.
Официально
действующая Партия исламского возрождения, выступает за усиление роли
ислама в обществе. Уже сейчас она стала второй по численности (30 тысяч
человек) партией страны, обойдя коммунистов.
На
этом фоне особняком стоит часть населения страны, проживающая в
Горно-бадахшанской автономной области (восточный Таджикистан), которая
почти не признает ни консервативных исламистов юга, ни западных
миссионеров. Они считают себя «памирцами» (не таджиками) и являются
приверженцами особого течения в исламе — исмаилизма (одна из ветвей
шиизма), считая своим пророком Али, дядю пророка Мухаммада. Исмаилиты
отличаются тем, что придерживаются модернизма в Исламе, адаптируя его
каноны к «изменениям в мире».
|